Роль информации в современном обществе
"Кто владеет информацией, тот владеет миром" Ротшильд
|
||
Роль информации
История развития вычислительных средств |
Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. Иное сообщение стоит дороже жизни. По преданию, 13 сентября 490 года до н.э. греческий воин-гонец, прибежавший из Марафона в Афины, не останавливаясь в пути, упал замертво, но донес весть о победе над персами. С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии. С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру и т.д. Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе. Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными. В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей. Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества. Мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности. Новые условия для мирового человечества в особенной форме проявляются в России. Современная Россия еще не является информационным обществом. Прежде всего, потому, что часть информации недоступна широкому кругу пользователей или заменена дезинформацией. Однако информатизация отдельных сегментов социальной жизни, отдельных сфер политики и экономики рано или поздно создаст условия для появления подлинной социальной ткани нового типа, из которой способно вырасти информационное общество. Постиндустриальные тенденции могут быть достаточно органично соединены с особенностями российской цивилизации. Информационное общество нередко называют массовым обществом и обществом потребления. Это связано с такими процессами информатизации как развитие сферы массовых коммуникаций. Глобальные и локальные компьютерные сети, средства сотовой связи, система телевидения и радиовещания, являясь компонентами информационной структуры общества, обеспечивают вместе с этим и коммуникацию между людьми. Массовая коммуникация – одно из важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии всяких технологий, информационных технологий в частности как внутри каждой страны, так и между странами. Зачастую процессам информатизации придается негативный оттенок, который присущ обществу потребления. Многие представители общественной и научной мысли видят в информатизации губительные для духовной сферы общества процессы и ассоциируют информационную цивилизацию с антиподом культуры и духовности. В области теоретического понимания происходящих процессов также до сих пор нет единого мнения относительно путей развития информационного общества, приоритетности того или иного его направления, ясности и четкости формулировок и понятий, выражающих происходящее в информационной сфере. Поэтому теоретическое исследование как концептуальных, так и практических (реальных) предпосылок понимания текущих информационных процессов остается актуальным
Дополнительные материалы: Информатизация и компьютеризация образования
|
|
Информатизация и компьютеризация образования Многие педагоги до сих пор путают информатизацию и компьютеризацию образования. В этой статье я собираюсь раскрыть суть понятий, отделить одно от другого дабы избавить читателя от трудностей с определением понятий, хотя и не буду глубоко рассматривать все проблемы информатизации образования, а некоторые вообще не обозначу. Начнем с определения, которое все мы знаем по законодательным и иным официальным документам. Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация образования есть по сути приложение общей социальной информатизации к процессу образования. Вот как определяют суть информатизации на сайте Национального фонда подготовки кадров: «создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе школы». Нельзя не согласиться с выводами 6-ой школы города Новгорода (http://sch6-nov.narod.ru/Informatiz.htm) «Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации. Истинным критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единого информационного образовательного пространства.» Действительно, информатизацию нельзя рассматривать в отдельности от информационного субъекта. В любом более-менее направленном процессе информационного обмена должен существовать и существует объект и субъект, сама информация в виде некоторых данных (информация свойство личности, не может быть передана ни одному материальному, но бездуховному носителю), канал связи и т. д. Компьютер и Интернет в данном аспекте может выступать в качестве основного носителя и канала передачи информации, кроме того, компьютер и соответствующее программное обеспечение способно помочь в процессе перевода информации в приемлемого качества данные (способны «оцифровать» информацию), а затем воспроизвести ее на стороне информационного объекта. Конечно, не факт, что можно признать состоятельным информационный подход к гуманитарным наукам (хотя существует немало диссертаций, в том числе и по философии, где рассматривается информационный подход в качестве основного в понимании Универсума), но мы как практики можем себе позволить забыть на время об этой несуразице в понятиях и попробовать использовать эту модель. Итак, компьютер — это одно из средств информатизации, то есть с помощью компьютера и Интернет мы можем удовлетворить информационные потребности у учащихся, их родителей и педагогов. Правда, для этого придется создавать единое информационное пространство, например, посредством сайта. (Но об этом уже и говорить — оскомину набить.) Но все ли информационные потребности мы удовлетворим? Полностью ли школа удовлетворяет потребности учеников в знании? По моему скромному мнению, если бы это было так, то школьник не стал бы смотреть телевизор, слушать радио и другими способами «приобщаться к культуре» (суть образовательного процесса). Действительно, школа не удовлетворяет на сегодня потребностей школьника в духовно-эстетическом плане (общении, творчестве). Конечно, у неоднократно упоминавшегося здесь Сухомлинского В.А. школа была центром воспитательной работы, но все-таки в первую очередь школа — это учебное заведение, где получают знания (только недавно стали говорить о школе как о «доме воспитания», но пока непонятно во что это выльется и чем закончится, на практике пока вроде бы все наоборот). Потребности души школьник удовлетворяет как умеет и где умеет (одни — во Дворцах творчества, другие — в наркопритонах). Должна ли информатизация образования обращаться к духовному? Думаю, что да, ведь информатизация должна удовлетворить всю информационную потребность воспитанника. Возможно, этот факт даже способен оправдать экспансию религии в школы. Остается за пределами внимания еще один немаловажный аспект — реализация прав граждан. Права граждане имеют и на свободу волеизъявления и на свободу выбора, на принадлежность к конфессиям и проч. Вот мы и пришли к пониманию практической направленности самоуправления как процесса информатизации. А почему нет? А право на получение знаний об успеваемости? И вообще работа с родителями? Осталось сказать о работе с информационными ресурсами, на основе которых и будет проходить весь процесс информатизации. Информационные ресурсы, их качество и точность, доступность реализации управления доступом — вот то, что обуславливает динамику процесса информатизации образования, о чем так много написано в тезисах любой (а не только этой) конференции. Это и сайты, и медиатеки, и социальные педагогические сети, и т. д. Таким образом, информатизация образования сегодня:
· как
непреложный минимум включает в себя процесс создания и накопления
образовательных информационных · обуславливается качеством реализации единого образовательного пространства школы, · использует компьютер как основной инструмент сбора, хранения, обработки информации, · использует в качестве канала связи Интернет, · реализует гуманистическую парадигму образования. Другими словами, информатизация образования не может ограничиваться компьютеризацией, хотя на данном этапе развития техники включает ее в себя в качестве основного элемента, ведь информатизация (в отличие от компьютеризации) явление гуманитарное, что обуславливает наличие эстетических и этических, моральных аспектов процесса.
|