Методика преподавания темы

 

 

"Обновление мира начинается в школе"

 

 

Роль информации
в современном обществе

Информационные
революции

История развития  вычислительных средств

Информационное
общество

Информационная
культура

Мир
IT-профессий

Компьютерные
преступления и безопасность

Защита
информации

Компьютерные
зависимости

Методика
преподавания темы

Список источников информации

Опрос

 

 

 

 

Основной целью изучения раздела "социальная информатика" в школе является не изучение терминов социологии и философии. Здесь главное - это научить задавать вопрос "зачем?", поговорить о такой важной составляющей определения информации как смысл. Именно в рамках социальной информатики и надо рассуждать о смысле. Как минимум о "смысле информации".

Модели, которые предлагаются в качестве основ для изучения социальной информатики, предназначены для того, чтобы, во-первых, познакомить с проблематикой, а во-вторых - и это самое главное - подвести к диалогу учителя с классом. К диалогу, который, как бы хотелось, заставит задуматься. Задуматься над вопросом: вот есть компьютер, Internet, а как с помощью них сделать Мир лучше?

Кроме прочего необходимо затронуть вопрос экологии информации и сознания. Рассмотреть этические, или, если хотите, экоэтические (этика + экология) проблемы:
- неосознаваемый учеником переход компьютера из состояния инструмента обучения в состояние 
 "хозяина", как бы поглощающего не созревший интеллект школьника (в том числе увлечение
  ребенка различными компьютерными
  играми и чатами);
- увлечение детей безнравственной и асоциальной электронной информацией;
- использование компьютера для распространения сообщений непристойного, угрожающего,
  клеветнического характера (в том числе спамерство);
- создание вредоносных программ, в том числе, компьютерных вирусов;
- компьютерное хулиганство, в том числе взлом программ и коммуникаций (хакерство);
- использование ЭВМ для присвоения ценностей, прав, привилегий.

Детальная методическая проработка раздела "социальная информатика", скорее всего, должна быть самостоятельно выполнена учителем. Так как здесь определяющим является личный опыт и убеждения учителя.

 

Примеры тем для исследовательской деятельности:

- Что должен включать в себя экоэтический кодекс или закон о защите прав потребителей
     информации?

- Нужно ли бороться с компьютерными наркотиками - играми, чатами?

- Реклама - двигатель или тормоз прогресса?

- Как сделать Интернет планетарным МЧС?

- Возможно ли создание полноценного искусственного интеллекта?

 

Дополнительные материалы:

Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ

Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике. Базовый уровень

Тематическое планирование модуля "Информатизация общества" в 11 классе

"Основы социальной информатики" (материалы учебника Н.Д.Угринович. 11 класс)

     Информационное общество

     Информационная культура    

     Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Лицензионные, условно
       бесплатные и бесплатные программы

     Правовая охрана информации

     Защита информации

 

Набор ЦОР к учебнику «Информатика-базовый курс», (8-9 классы, Семакина И., Залоговой Л.,
   Русакова С., Шестаковой Л.):

Примеры конспектов уроков по теме "Информатизация общества":

"Информационное общество. Информационная культура" 11класс

"Электронная почта" 8 класс

«Защита информации»

 

Презентации:

"Информационное общество. информационная культура" (swf)

"Электронная почта" (swf)

"Защита информации" (swf)

"Правовые нормы" (swf)

"Примеры нелегального использования программного обеспечения" (swf)

"История развития ЭВМ" (swf)

 

Материалы к урокам:

Тренировочный тест "Информационные технологии и общество" (ЦОР).

Итоговый тест "Информационные технологии и общество" (ЦОР).

Тест 1 по теме «Информационная деятельность человека»

Тест 2 по теме «Информационная деятельность человека»

Тест 3 по теме «Информационная деятельность человека»

 

E-mail: lm48@mail.ru МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа E-mail: lm48@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

урока

№ пункта

Теория

Компьютерный практикум

ПО

ИКТ

Учащиеся должны:

Глава 6. Информатизация общества – 3 часа

31

6.1

6.2

Информационное общество

Информационная культура

Поиск в Интернете определений  терминов с прилагательным информационный

Браузер
Internet Explorer                    

 

 

 

Презентация «Информационное  общество»

 

 ­   знать признаки информационно общества

­   иметь представление об основных компонентах информационной культуры

­   понимать необходимость формирования у современного человека компонентов информационной культуры

­   понимать, в чем состоит различие между лицензионными и другими видами программного обеспечения

­   знать об ответственности за нарушение авторских прав на все виды программ для всех видов ЭВМ

32

6.3.1
6.3.2

Лицензионные, условно-бесплатные и бесплатные программы
Правовая охрана информации

Практическая работа
"Создание ссылок
на Web-ресурсы" 

 

Презентация "Правовые нормы"

33

6.3.3

Защита информации Тестирование

 Создание памятки для пользователей Интернета

Презентация "Защита информации"

 

Тест

Hosted by uCoz