Методическая разработка по теме
"Информационная деятельность человека"

учителя информатики
МБОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области
Куянцевой Ларисы Михайловны
 

 

 

Аннотация

Цель работы, задачи

 

 

© Куянцева Л.М., 2010
E-mail: lm120756@mail.ru

 

МБОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас.
в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа - информационного общества.

«Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача - научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности
в условиях информационного общества
» 
                                                                                                                                                              Н.И. Гендина 

"Любое образование происходит через включение личности в социальное сознание человеческого сообщества."                                                                                                                                                                   Джон Дьюи

В связи с вышесказанным трудно переоценить значение модуля, который в программах основной и средней школ
по информатике называется "Информатизация общества" ("Основы социальной информатики").

На изучение этой темы отводится совсем немного часов.

Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ

Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике. Базовый уровень

Планирование уроков по теме.

 

Однако вопросов, связанных с этой темой, так много, что невозможно изложить их за отведенные часы. Да и в учебниках совсем немного  материалов по этой теме.

 

Материалы для своей творческой работы я собирала в течение нескольких лет: однажды на уроке был задан вопрос о компьютерных преступлениях - пришлось делать подборку по этой теме, в другой раз зашел разговор о профессиях, связанных с информационными технологиями - всей группой делали заметки об IT-профессиях для газеты в рамках предметной недели, а уж о защите информации столько вопросов бывает у ребят, что всегда надо быть готовой отвечать. Так постепенно моя копилка  и пополнялась.

В своей работе я попыталась систематизировать все материалы по теме "Информационная деятельность человека". Думаю, что для учителей информатики этот сборник будет полезен.

 

Цель работы, задачи

 

Методическая разработка "Информационная деятельность человека" содержит много полезных материалов для учителей информатики, особенно для тех из них, кто только начинает преподавать информатику, у кого опыт еще не очень велик.

По моему мнению в багаже знаний учителя информатики материалы по теме "Информационная деятельность человека" должны занимать достойное место. Учитель всегда должен быть готов на любом уроке, при изложении любой темы программы по информатике поделиться с этими знаниями с учащимися. Например:

Речь идет не о том, что нужно проводить дополнительные уроки, а о том, что в нужный момент нужно сказать о каком-то важном факте, назвать правильно какую-то дату, рассказать о каком-то человеке, показать портрет ученого, привести в доказательство нужную ссылку. В общем, нужно показать свою заинтересованность этой темой, свой уровень компетентности в этом вопросе, зажечь в детях искру желания быть причастными к становлению информационного общества в России!

Именно в этом учителям и может помочь моя работа.

Целенаправленное обращение учителя к теме "Информационная деятельность человека" будет способствовать повышению мотивации изучения предмета информатика, интереса к предмету, продолжит формирование информационной культуры учеников, возможно, поможет детям в профессиональном самоопределении

Кроме этого, в работе есть методические рекомендации по проведению уроков по теме "Информатизация общества", примеры конспектов уроков, презентации, которые можно использовать на уроках, портретная галерея мира информатики, дидактические материалы для работы с учащимися, варианты тестов для проверки знаний.

Одна из задач, которую призвана решить методическая разработка по теме "Информационная деятельность человека" - повышение уровня информационной культуры и самого учителя информатики.

Мой опыт работы показывает, что работа в этом направлении может быть довольно эффективной!

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

урока

№ пункта

Теория

Компьютерный практикум

ПО

ИКТ

Учащиеся должны:

Глава 6. Информатизация общества – 3 часа

31

6.1

6.2

Информационное общество

Информационная культура

Поиск в Интернете определений  терминов с прилагательным информационный

Браузер
Internet Explorer                    

 

 

 

Презентация «Информационное  общество»

 

 ­   знать признаки информационно общества

­   иметь представление об основных компонентах информационной культуры

­   понимать необходимость формирования у современного человека компонентов информационной культуры

­   понимать, в чем состоит различие между лицензионными и другими видами программного обеспечения

­   знать об ответственности за нарушение авторских прав на все виды программ для всех видов ЭВМ

32

6.3.1
6.3.2

Лицензионные, условно-бесплатные и бесплатные программы
Правовая охрана информации

Практическая работа
"Создание ссылок
на Web-ресурсы" 

 

Презентация "Правовые нормы"

33

6.3.3

Защита информации Тестирование

 Создание памятки для пользователей Интернета

Презентация "Защита информации"

 

Тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные о поступлении МОИХ учеников в ВУЗы и другие учебные заведения
предметной направленности

Фамилия, имя
ученика

Год
выпуска

Учебное заведение

Кафедра,
факультет

Практика

1

Вишнякова Татьяна

2006

КГУ

физико-математический, информатика-математика

Педпрактика
(МОУ ССОШ, декабрь 2009)

2

Беставашвили Светлана

2006

КГУ

физико-математический, информатика-математика

Педпрактика
(МОУ ССОШ, декабрь 2009)

3

Беляев
Денис

2009

КГТУ

прикладная математика и  информатика,
физико-математический

 

4

Климкович Оксана

2009

КГТУ

прикладная математика и  информатика,
физико-математический

 

5

Лебедева Елизавета

2009

КГТУ

прикладная математика и  информатика,
физико-математический

 

6

Гулаков
Филипп

2009

КГТУ

прикладная математика и  информатика,
физико-математический

 

7

Глот
Судислав

2009

КГТУ

прикладная математика и  информатика,
физико-математический

 

8

Келемешева Кристина

2009

КГУ

физико-математический,
информатика+математика

 

9

Мясникова Светлана

2009

КГУ

начальная школа + информатика

 

10

Доброхотов Сергей

2009

КГУ

физико-математический,
информатика+математика

 

11

Кудряшов Александр

2009

Профессиональный лицей 15
г. Кострома

специальность
оператор ЭВМ

Практика
(МОУ ССОШ, февраль 2010)

12 Соболева Татьяна 2010

КГУ

информатика+математика, физико-математический  
13 Гусев
Никита
2010

КГТУ

факультет автоматизированных систем и технологий  
Hosted by uCoz